Что можно сделать из пластилина
Пластилин – уникальный и универсальный материал для лепки и моделирования. Технику работы с ним легко освоить как детям, так и взрослым, а приобретённые при работе с ним навыки потом запросто можно будет использовать в работе с глиной, пластикой и терапластом. Пригодятся они и для работы с более тонкими материалами, такими, как холодный фарфор из клея и крахмала.
Вспомните мультик «Пластилиновая ворона» — мгновенно станет ясно, как велико многообразие пластилина как неотъемлемой части скульптуры.
Для работы с пластилином не нужно дорогостоящего оборудования.
Всё что вам понадобится, это стеки, поверхность для лепки и сам пластилин. Стеки-палочки для лепки. Они могут быть деревянными или пластиковыми и имеют градацию номеров по размеру.
Деревянными стеками удобнее управляться с масштабными пластилиновыми композициями, а стеки из пластика могут использоваться даже для детских поделок. Вторые, разумеется, обойдутся вам дешевле.
Поверхностью для лепки может послужить кусок оргстекла, ДВП, гладкая тонкая доска или ненужная книга большого формата. Чем больше площадь рабочей поверхности, тем больше ваше поле для творчества.
Очень важно уделить достаточно внимания выбору пластилина и подобрать подходящий именно для вашей работы вид. Для моделирования небольших фигурок сгодится классический «школьный» набор. Он состоит из 8-24 небольших рифлёных брусочков пластилина разных цветов, нескольких стеков и пластиковой доски размером с тетрадь.
В некоторых случаях больше подойдёт скульптурный пластилин. Если вы планируете лепить какой-нибудь большой статический объект, позаботьтесь о том, чтобы изначально купленного количества хватило: докупая впопыхах пачку пластилина другого производителя, вы можете сами себе испортить скульптуру – смешивание скульптурного пластилина разных сортов, несомненно, отразится на долговечности и износостойкости вашего изделия.
Виды скульптурного пластилина
Рассмотрим поподробнее виды скульптурного пластилина, поскольку дальше речь пойдет преимущественно о них.
- Структура и тактильные ощущения: он бывает твёрдый и мягкий. Соответственно твердый пластилин для крупных работ, а мягкий для работ поменьше. Будьте готовы к тому, что твёрдый пластилин тяжело размять и лучше всего перед лепкой погрузить его в горячую воду, можно даже в упаковке.
- Цвет: Основные цвета – бежевый, серый и оливковый. Бежевый пластилин предпочтительнее для лепки человеческих фигур и лиц.
- Масса: Выпускается в упаковках 0,5 и 1 кг.
- Производитель: Рекомендую фирму «Луч». Есть также «Гамма» и много местных производителей.
Изготовление индивидуальной маски для Венецианского карнавала.
На Венецианском карнавале непременно разыгрывалась комедия масок «дель арте» в которой присутствовали такие персонажи, как: Коломбина – красивая девушка, ее маска закрывала лишь пол-лица, Вольто – буквально, гражданин – его маска самая простая и повторяет естественные черты лица, Доктор Чумы – маска, у которой есть непропорционально длинный клюв, в костюм Доктора входила также палка для осмотра больных, она нужна была, чтобы не прикасаться к зачумленному руками; Баута – маска для высокопоставленных чинов, в ней можно было пить и есть не открывая лица и Венецианская Дама – самая вычурная и роскошная маска, пожалуй.
Предложенная в этой статье заготовка сгодится для изготовления как Вольто, так и Венецианской Дамы.
Мастер-класс
Для лепки заготовки под них вам необходимы будут стеки, поверхность для лепки, 0,5 кг мягкого светлого скульптурного пластилина, линейка, карандаш и ваше лицо.
1. Снимите мерки: измерьте максимальную длину вашего лица (не учитывая волосистую часть лба). Поставьте метки карандашом на рабочей поверхности. Померяйте самую широкую его часть и обозначьте на доске.
Посмотрите на каком расстоянии ото лба широчайшая точка и попробуйте карандашом повторить контур своего лица. Укажите места глаз и нарисуйте контуры чуть больше них.
2. Подготовьте пластилин к лепке: Для этого распакуйте кусок и измельчите его на кусочки размером около 1 см. Лучше отрывать их при помощи пальцев.
3. Закладка основания: по контуру на доске начинайте маленькими кусочками выкладывать лицо, оставляя пустой область глаз.
4. Оформление рельефа лица: Можете положить в «фундамент» маски небольшие предметы, если почувствуете, что пластилина может не хватить. Но это только в том случае, если пластилин вам больше ни для чего не понадобится. Приложите заготовку вместе с доской к лицу и отметьте самые выступающие его части: нос, подбородок, губы, скулы и лоб.
Там сделайте слой пластилина пропорционально толще. В высоту ваша маска должна получиться около 3 — 5 см и быть чуть-чуть больше, чем лицо. Вышеперечисленные основные рельефные элементы сделайте чуть более выпуклыми, чем они есть – когда будете накладывать папье-маше они примут нормальную форму.
Постепенно начинайте разглаживать пальцами поверхность лица. Она должна быть идеально гладкой. На фотографии показан приблизительный вид работы на этапе №4.
5. Самый главный этап: Теперь долепите все лицо, соблюдая рельеф. Это нужно не ради портретного сходства, а для удобства в дальнейшей носке изготовленной маски. Неплохим приёмом, чтобы проверить себя является переворачивание скульптуры.
Переверните доску, обоприте об стену и отойдите. Так все недостатки бросаются в глаза: видно и асимметрию и неровности.
6. Подготовка поверхности: Максимально разгладьте пластилин – можете смачивать пальцы водой, чтобы они скользили. Должно получиться что-то подобное.
7. Подготовка к нанесению папье-маше: Смажьте пластилиновую заготовку жирным детским кремом или вазелином и начинайте маленькими кусочками накладывать на крем тонким слоем расслоенные бумажные салфетки. Смазывать основу кремом необходимо для того, чтобы потом можно было без проблем снять картонную маску с пластилиновой заготовки.
8. Папье-маше: На пару-тройку слоев салфеток с кремом намажьте мягкой кистью для акварели тонким слоем ПВА или любой другой водоосновный клей и продолжайте делать слои из салфеток.
Их должно быть еще как минимум 5-7. Обязательно после каждых 2 слоёв и ждите, пока они высохнут. Когда покончите с этим, намажьте маску клеем и продолжайте делать слои – на этот раз газетные или бумажные. Таких необходимо столько же.
9. Обработка результата: Конечный вариант маски отшлифуйте наждачной бумагой с мелким зерном (её можно найти в любом строительном магазине). Начните аккуратно отделять «картонную» маску от пластилинового каркаса.
Отделив её, маникюрными ножницами обрежьте салфеточные лохмотья по краям изделия и в области глаз.
10. Ваша Маска Готова!